Написать данный пост меня побудил разговор с мамой. Несмотря на свой юный возраст (ей слегка за восемьдесят) она по-прежнему доверчива и наивна, а буквально на днях она сполна мне это доказала, выдав следующее:
— Сынок, почему все считают, что вы, кто бизнесом занимается, жулики?
— Ого, а на основании чего, ты сделала такие выводы, – отвечаю.
— Я внуку, твоему племяннику, сказала, чтобы он учился хорошо, получал знания, и тогда, когда вырастет, то сможет стать как дядя Рустем, предпринимателем. На что он мне ответил, что это не комильфо и нынче не в тренде, потому что все они жулики. И ведь я тоже спросила откуда он это взял? А в ответ услышала много интересного, вплоть до того, что сейчас так говорит даже сам…
Друзья, а давайте попробуем разобраться, кто же они такие предприниматели, тем более что скоро у них профессиональный праздник.
Википедия гласит: «Предпринимáтель – лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства. Человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность».
Размыто и не понятно. Исходя из этого, кто-то ЕЩЁ не понимает, а кто-то УЖЕ не понимает. Кто же такой предприниматель на самом деле? Я хочу порассуждать об этом, раскрыть многие понятия, и дать своё определение того, чем занимаюсь и кем являюсь.
Старшее поколение, за редким исключением, не понимает ценности всего этого, то есть УЖЕ не понимает, чем мы занимаемся. Они выросли на других идеалах и на других примерах. А молодое поколение создаёт своё мнение из чьих-то высказываний, но само ЕЩЁ не понимает. Кто-то им сказал, что это плохо, и всё.
Исторически предприниматели – это были те люди, которые занимались торговлей. Приносили пользу, используя только свои ресурсы. Обогащались (вроде бы и не заслуженно), закупали и перепродавали товары, получая прибыль.
В разные времена существовали несколько типов предпринимателей:
- купцы, которые торговали;
- военные – нанимали людей, обучали их, а после своим отрядом занимались охраной людей или территорий;
- «прожектеры» – те, кто пытались создать тот продукт, за который богатые или государство готовы были платить, но, как правило, они ничего так и не делали, а лишь тратили средства;
- «новаторы» – это особый вид предпринимателей, которые зарабатывали за счёт увеличения производительности труда и создания новых технологий, материалов и решений.
В большинстве своём всё так и осталось до сегодняшнего времени. Все эти типы. Но немного поменялся лишь внутренний паттерн – теперь старая промышленная революция финансирует новую.
Сейчас много стартапов начинают свою работу себе в убыток, но всячески пытаясь занять свою нишу на рынке. Многие инженеры и даже учёные перестают получать заработную плату взамен доли от будущего бизнеса. И не называть их предпринимателями нельзя. Умные и учёные – это всегда была элита предпринимательства.
Всегда были и те, кому надо оплачивать за работу, перевозку и прочие операции. Всегда были налоги. Настоящие предприниматели платили всем и вся, и, если после этих выплат у них что-то оставалось, то это и была их прибыль, их зарплата.
Йозеф Шумпетер вывел, что предприниматели – это люди, создающие добавочную стоимость, инновацию. То есть из тех ресурсов, которые у них есть, они получают новые технологии, открывают и находят новые возможности. При этом они вкладываются своими средствами и силами в этот процесс. Рискуют. И чем дольше длится проект, тем больше рисков. Вы больше тратите времени и средств на реализацию проекта, и при том у вас всегда может появиться конкурент.
Миссия предпринимательского сообщества – инновация, стремление к улучшению. Шумпетер называл это созидательным разрушением.?Что значит созидательное? Это новый способ создавать. А почему разрушение? Потому что старое разрушается. Поэтому к предпринимателю, как к агенту развития, всегда есть недоверие, и даже зависть и злоба со стороны тех, кто теряют свои доходы. И в то же время всегда есть риски, что он просто не справится. Сколько было уже во все времена неуспешных, а запоминаются только успешные.
Дэвид Борнштейн в своей книге «Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей» рассматривает предпринимательство в несколько ином ключе – как силу, преобразующую общество. По его словам, это люди с новыми идеями решения основных проблем, которые неустанно следуют своему видению. Люди, для которых не существует слова «нет», которые не сдадутся, пока не распространят свои идеи по всему миру. Например, люди-легенды – Генри Форд и Стивен Джобс пересмотрели общепринятые взгляды на автомобили и компьютеры, переведя их в разряд продуктов массового потребления, разрушив сложившиеся стереотипы в своих отраслях, проложив путь для скачков производительности и преобразований. Так что, дайте время, и у нас появятся свои примеры для подражания.
Так кто же он, настоящий современный предприниматель?
Предприниматель – это тот, кто понимает, что он делает, на какие деньги, как организовать работу, как обеспечить качество, обеспечить сбыт, отладить бизнес-процессы. Выполняет все обязательства перед людьми, обществом, платит налоги, оставляя себе на потом.
Заботится о своём коллективе как о своей семье. Это не секрет. У меня есть многочисленные примеры, когда мои друзья-предприниматели в форс-мажорных обстоятельствах продавали свои квартиры, машины, имущество и выплачивали долги по зарплате, или даже безвозмездно помогали своим сотрудникам, находящимся в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Было бы здорово, если государство озаботилось поддержкой и этой семьи.
Предприниматель, зацени, за рождение пятого ребенка (создание пятого рабочего места) тебе бы выделили «Газель».
Кого мы можем считать предпринимателем?
Не всех. Не все, кто хочет заниматься бизнесом, могут и способны это делать. Большинству просто нужна хорошая работа, оклад, гарантии, стабильность. А ведь, чтобы работать и зарабатывать не обязательно быть бизнесменом, достаточно просто быть востребованным специалистом. Разве не так?
Если же ты занимаешься ремесленничеством или кустарным производством, сделал какую-то вещь, сидишь на рынке и её продаёшь – то возможно ты просто ремесленник, самозанятый, но не предприниматель.
Если постоянно думаешь, как обмануть своих сотрудников, обобрать партнёров, подрядчиков, государство и т.д., чтобы присвоить себе как можно больше денег – то ты не предприниматель, а простой жулик.
Вот если ты создал новый продукт, новую технологию, новую систему продвижения или ещё что-то новое в своём бизнесе, которого возможно и не было до этого, то ты тогда имеешь полное право называть себя предпринимателем.
Я – предприниматель! А вы себя кем считаете?