Сегодня хотелось бы поговорить про язык общения. Вы знаете, часто говорят, что мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье, и поэтому нам так сложно понимать друг друга. Рассуждая над работами Мераба Мамардашвили прихожу к мнению, что для того, чтобы правильно осознавать события из жизни, опыта, полученных знаний, понимания своего чувства или переживания – мы должны создать свой особый язык, и работать с ним так, чтобы после его можно было назвать «языком языка».
О каком же языке он говорит? Тут нужно вспомнить Данте, который написал «Божественную комедию» почти 700 лет тому назад. Наверное, мало кто читал его ранние произведения: «Пир», «Монархия» или «Новая жизнь». В них можно увидеть его особенную индивидуальность – он был лирическим поэтом, чередовал прозу со стихами, создавая для себя новые возможности, выражаясь новым для того времени языком. Создал новый язык в формальном смысле этого слова, и осознавал это. В своих «малых трудах» провёл большой анализ сонетов, которые тогда существовали, находясь в состоянии влюблённости. Он уже тогда понимал, чтобы в Италии появились люди, способные к выражению гражданской ответственности, и вообще к состоянию гражданственности, нужен единый национальный язык. Данте относился к итальянскому языку как к месту и лону итальянской государственности. Как к месту рождения новых чувств, видения, понимания. И всё это с полным осознанием. Понимаете, язык нужен для того, чтобы понимать что мы будем говорить и делать. То есть, заглядывая в некое будущее, нужен общий язык понятный всем.
Мне недавно при встрече один мой коллега рассказал такую историю, где математики, из разных стран и говорящие на разных языках, собрались на конференции, переводчиков не оказалось, и они нашли при помощи своих математических терминов способ общаться. Они нашли свой метаязык, который позволил им говорить и понимать друг друга.
Так вот, я предприниматель со стажем более 20 лет, и для меня сейчас особо ценен язык бизнеса, при помощи которого могу говорить о бизнесе со своими коллегами и находить компромиссы с партнёрами, работать. У каждого из нас есть свой язык. Вот только время сейчас требует соединить все наши языки в один, понятный всем без исключения: бизнесу, власти, обществу, молодёжи.
Если мы говорим о понимании, то подразумеваем акт передачи сообщения в следующую точку, посредством внешних знаков и логических средств. Тогда можно сказать, что, когда мы друг друга понимаем – получаем и доносим смысл сказанного, и можем перенести это во что угодно, в проекты, законы, суждения и тому подобное.
На мой взгляд, люди, общающиеся на разных языках, занятые в разных сферах (торговля, производство, власть, наука и пр.) должны иметь нечто общее, что принадлежит только нашему времени. Я бы даже назвал это «языком времени». Это то, что мы уже накопили, прочувствовали, и что находится в нас без принадлежности к алфавитам и диалектам. Духовность, знания, человеческие чувства, исторический опыт – способны нас всех объединить и сплотить, и это стало сейчас важнее и куда полезнее, чем отсутствие акцента или горячее ораторское искусство.
Когда мы перестаём понимать друг друга, даже общаясь на одном языке – это становится проблемой. В каждом поколении, в разных эпохах стоял такой вопрос, и решался он всегда по-разному. Кто-то пытался сломать старый язык, чтобы создать новый. А для кого-то в истории такие кардинальные меры были не приемлемы, и они вносили в него свои коррективы – тогда адаптация старого языка означала всего лишь своё особое временное понимание и принятие именно той реальности.
В «Проекте 2030» важным, на мой взгляд, становится найти (или создать) свой метаязык для общения. Чтобы люди разного возраста, статуса, образа мышления, обладающие различными навыками – могли быть услышанными и понятыми другими. Нужен язык на основе наших общих ценностей, глобальных и региональных трендов, принятия экологической составляющей и мироустройства – язык нашего времени. И без такого инструмента, который может сыграть ключевую роль, наш проект не будет востребован, эффективен и не принесёт блага.
Вот вкратце и всё, что мне хотелось написать о языке. Хотя, ещё им можно марки на конверты наклеивать…