БЛОГ
15.01.21

Что будет дальше: новый взгляд на прошлогодние перспективы

В начале прошлого года я написал статью «Попытка заглянуть в будущее», которая так и не была опубликована. Она показалась мне незавершённой, как будто пропущено самое важное, хотелось собраться и доработать, я отложил её, но, в силу определённых обстоятельств, так и не смог этого сделать. Разбирая свои «отложенные в стол» статьи после новогодних праздников 2021 года наткнулся на неё, решил дописать. И вот что из этого получилось...

 

Попытка заглянуть в будущее

Друзья, я озадачился вопросом: Что нам несёт будущее с точки зрения ведения бизнеса? 20-е годы XXI века – это эпоха неопределённости, как её принято сейчас называть. В эпоху неопределённости доверие выходит на ключевую позицию. С точки зрения бизнеса это не так, что мы шли, шли и вот наткнулись на «тёмные времена». Нет. Мы всегда мечтаем заглянуть в будущее, понять, как оно будет устроено и что нас там ждёт. Я бы хотел составить для себя план, куда мы хотим прийти к 30-м годам.

Почему для меня этот срок наиболее актуален? Через 10 лет я буду предпенсионного возраста, мне будет чуть более 60-ти. Такой большой энергии как раньше, скакать и бегать – у меня наверняка уже не будет. Поэтому сейчас я хочу создать инструменты для того, чтобы в тот момент можно было продолжать жить и работать во благо себе и другим. Приоткрыть обозримое будущее 30-х годов нашего столетия, нарисовать себе план или схему, а после понять – получился он или нет. Узнать, где я ошибался, а где делал что-то неправильно, почему мои прогнозы оказались несостоятельными или наоборот.

В последнее время читаю и смотрю много контента по этой тематике. Обычно футурологи пишут свои прогнозы в более отдалённой перспективе – на 30, 50 лет. Они либо над этим много работают, или «видят» так далеко. Странно, но все они пишут о том, что будет с человечеством через несколько поколений, что и не проверишь.

Сегодня для тех, кто хочет заглянуть в будущее, есть такой слоган «Доживём до бесконечности». Это и вопрос, и ответ. Читал, что основатель фонда поддержки инноваций X-Prize Питер Диамандис прогнозирует увеличение средней продолжительности жизни человека до 150 лет. Вполне возможно, что так и будет. Мне хотелось бы в своих размышлениях, и на основе высказываний учёных мужей – что с нами произойдёт в ближайшие годы, попытаться для себя определить основные тренды. Что нужно сделать в ближайшие годы, 10 лет, и хотелось бы предвидеть изменения, которые будут наверняка в ближайшие 50 лет. В каком мире придётся жить нашим детям и внукам? – я хочу поразмышлять об этом. Хочу разобраться по какому пути пойдёт человечество. Для себя.

Футуролог Ян Пирсон пишет, что к 2060 году люди станут бессмертными. Другие его коллеги считают, что в скором будущем искусственное оплодотворение полностью заменит естественное. Насколько это будет правда и правильно – не возьмусь судить.

К 2050 году по мнению футуролога Золтана Иштвана человечество избавится от большинства причин биологической смерти.

Кто-то из известных предсказателей говорит, что в будущем можно будет пойти в библиотеку и там поговорить с голограммой исторической личности, задать любые вопросы и получить ответы. А вместо того, чтобы взять книгу о Черчилле, вы будете говорить с оцифрованной копией его личности. Забавно, если представить, что, например, ко мне вдруг кто-то придёт и начнёт оцифровывать.

 

В одном модном журнале недавно прочитал прогноз ключевых событий в эволюции человека на ближайшие 100 лет, который написал Александр Чулок – к.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Приведу несколько из них:

2020–2025. Как новая религия распространяются принципы здорового и осознанного образа жизни. Им учат в школе и за их соблюдением следит общество. Производство становится безлюдным. Зарождается биохакинг. Наступает «инновационная зима».

2025–2030. Распространяются нейроинтерфейсы, связывающие напрямую мозг и компьютер. Новая технологическая парадигма. Практически у каждого жителя земли есть имплант или датчик. Процветает биохакинг.

2030–2035. Благодаря прогрессу технологий жизнь человека продлена до 120 лет. Диеты на основе модифицированных субпродуктов. Технологии «умного дома» и «умного города» внедрены повсеместно, а жильё и его инфраструктура становятся экосистемой.

 

Но пока мы не бессмертны и не живём по 120 лет – нужно что-то делать. Мне кажется, что в будущем ответы на тысячу вопросов о бизнесе, скорее всего, можно будет получить у программы – искусственного интеллекта (ИИ). Например, как сейчас, можно спросить Siri или Алису про то, как добраться до ближайшей гостиницы или где заказать пиццу. Возможно, что в нашем региональном варианте ИИ появится Салават. Может быть это будет самая лучшая консультация по любым вопросам для тех, кто ведёт свой бизнес или только пытается его начать. Кто знает.

Платформа, где АПРБ видит зачатки такого рода цифровой коммуникации, уже создаётся и, возможно, она будет способствовать развитию не только нашего регионального бизнеса.

Но, может не стоит размышлять каким станет наше общество через какой-то определённый промежуток времени, а лучше задуматься над тем, каким хочешь стать ты? Мы все должны стать ещё более доброжелательными? Несомненно!

6 февраля 2020 г.

 

Не стал ничего менять из написанного, мой текст остался таким же актуальным. Но мог ли я тогда, почти год назад, предвидеть что ждёт нас впереди, не с размахом в три поколения, а на расстоянии вытянутой руки? Буквально два месяца после и – локдаун, неопределённость в квадрате, большинство сотрудников на удалёнке, закрытие кинотеатров, кафе, парикмахерских, ресторанов. Маски, перчатки, санитайзеры, пропуска. А ведь внутренний голос тогда подсказывал, что Китай только начало. Мы все смотрели новости, как там вводили меры по борьбе с коронавирусом и даже не хотели верить, что всё это ждёт и нас. А ведь до Китая нам далеко, до их уровня организованности, очень далеко. И сейчас сложно понять – доколе? Тем не менее мы прожили 2020 год и выжили (это я про бизнес), а вот при поддержке или вопреки – это другой вопрос. По моему мнению обозначился незаметный для большинства людей переход на другой уровень. Впереди отвесная скала или тупик – решать вам, но, если хотите пройти на следующий уровень и её преодолеть, понадобится снаряжение. Да, не спорьте, приехали! Без навыков, знаний, инструментов и средств защиты – в свободном доступе теперь только тупик.

Таким образом, мы вплотную уже подходим к тому, что я не смог, как теперь уже понятно по объективным причинам, дописать год назад.

 

Каким Ассоциации предпринимателей РБ видится ближайшее будущее?

Будущее предпринимательства в Башкирии зависит от нас самих – от предпринимателей, и кто бы смог с этим поспорить. Заглянуть на десятки лет вперёд, скорее всего, у нас не получится, ведь мы не футурологи. Но мы можем строить планы на несколько лет и добиваться их исполнения. Работать, участвовать в разного рода мероприятиях, вести в диалог с властью, консолидировать бизнес-сообщество вокруг наших общих предпринимательских задач.

Сейчас АПРБ выступает и позиционирует себя как product owner многих проектов, инициатив и векторов приложения усилий, а также отвечает за ценность этого продукта. «Что за продукт?» – спросите вы. Наш продукт – это успешная предпринимательская деятельность, предпринимательская активность, новые компании, создание рабочих мест, благосостояние людей.

После «майских указов» (11 указов, подписанных Владимиром Путиным 7 мая 2012 года, содержащие 218 поручений Правительству РФ) мы поняли, что развитие экономики России будет идти не путём развития бизнеса снизу, а через реализацию национальных проектов. И чтобы ускорить данный процесс и быстрее сконнектиться, необходимо движение.

Как утверждал великий учёный и философ XVII века Рене Декарт: «Чтобы понимать мышление нужно уметь мыслить и стремиться к пониманию». Исходя из этой логики, чтобы развивать предпринимательство нужно самому быть предпринимателем, уметь заниматься бизнесом и стремиться к его развитию.

Несколько лет назад мы считали, что бизнес – это «идея–проект–деятельность», но сейчас в нашем понимании бизнес – это успешно реализованная идея и эффективно реализуемая инициатива.

 

Новая реальность

Пришло время инициативных людей, и через вход со своей идеей или инициативой, они должны стать одним из базовых элементов будущих компаний, хозяйств, сообществ. Главный посыл сегодня – искать таких людей. Надеяться, что они придут сами, не стоит. Для большинства из них это больше эмоциональная проблема, если хотите – даже страх, неуверенность в своих силах и отсутствие понятной им «дорожной карты».

Как же найти инициативных людей и где вообще их искать? Ответ на этот вопрос пока можно получить только на встречах с предпринимателями на местах. Нет, не на «официальных встречах для галочки», когда, например, в конференц-зале районной администрации выступают местные чиновники и рассказывают предпринимателям про то, как им теперь будет хорошо жить, а на «живых», когда с ними общаются такие же, как они предприниматели, тогда им есть что сказать и предложить. Правда такие встречи бывают не часто. В связи с этим мы предлагаем в каждом районе объявлять конкурс инициатив. Да, именно конкурс, с подачей заявки, регистрацией и мотивацией участников. Ежемесячно, ежеквартально – на выбор. И при условии прозрачности и честном учёте голосов «за» и «против». Уместно было бы назвать такой конкурс «Районный сток инициатив».

Для наглядности приведу только один пример, который, на мой взгляд, отражает в полной мере необходимость и смысл диалога с народом при помощи мотивации инициатив «снизу». Все мы ратуем за развитие туризма в регионе, буквально на всех уровнях – от уровня правительства до простых сельских жителей, хотя, признаться честно, не всем сельским жителям такое развитие их территорий по душе, но это совсем другая история. Так вот, сейчас некоторые сельчане-предприниматели обустраивают те места, где они собираются принимать туристов: восстанавливают старые дома, собирают старинную утварь, ремонтируют дворы и прочее. Делают, что могут сами. Да, не вопрос, можно взять на эти цели кредит, только зачем? Чтобы нажить себе проблем и увязнуть в долгах? Не забывайте, что это простые жители наших сёл и деревень в глубинке, у некоторых из них до сих пор нет даже централизованного газоснабжения, а кому-то и электричество недавно провели, жили на дизеле. Есть ли будущее у таких предпринимателей? Ответьте на этот вопрос сами, положа руку на сердце.

«Что нам нужно сделать?» – спросят коллеги из комитетов и ведомств. Взять их инициативу к реализации, дать им бесплатный грант и всячески помочь, при гарантиях, что эти средства действительно пойдут на нужные цели. Проплачивать дорогих коучей, которые пойдут в народ и будут сеять бизнес в глубинке, вовсе не обязательно. Ведь на деле что получается – есть туристическая достопримечательность в районе, она хорошо обустроена, к ней можно легко проехать в любое время года, у этнодома крыша не течёт, экскурсия интересная, обед вкусный, везде убрано и чисто – будет и поток туристов. Одними природными красотами и палатками, да ходьбой в резиновых сапогах по грязи по несколько километров, чтоб на гору попасть, много народа не затянешь и никакой кредит не вернешь.

Мало того, открою секрет, мы в АПРБ сейчас занимаемся формированием маркетинговых карт районов, карт потребностей, карт возможностей территорий – чтобы выявить такие закономерности современными научными методами и перевести их в инициативы. Ассоциация формирует пул экспертов, Центр предпринимательских компетенций и видит становление регионального бизнеса через развитие районов РБ. Готова стать инвестором этих проектов, проводником в мир инвестиций – людей, финансов, технологий.

 

Три ключевых набора на пути в будущее

Экосистема – набор сервисов для предпринимателей. Например, реализованные проекты АПРБ – то, что реально работает, чем уже сейчас можно пользоваться предпринимателям.

Цифровизация – набор цифровых инструментов для взаимодействия работы сервисов.

Искусственный интеллект (ИИ) – набор рекомендаций для целевого действия пользователей в сервисах по пути подсказывания каждого шага. Например, что нужно сделать предпринимателю, чтобы поднять продажи и пр.

Все три набора, собранные воедино, представляют собой одно целое – цифровую экосистему!

 

Как попасть в нашу цифровую экосистему?

Вход в профиль – Центр предпринимательских компетенций. Вы выбираете себе роль и система сама определяет, как и на чём можно зарабатывать.

Цифровой профиль на основании показателей деятельности компании и формы управленческого учёта проанализирует все возможные варианты, и за счёт внедрения цифровых технологий и сокращения затрат найдёт верное решение для увеличения эффективности, либо отправит данные на реинжиниринг.

Цифровой модулятор – диагностика, имитационное моделирование бизнес-процессов компании, индивидуальный подбор рынков и каналов сбыта товаров/услуг/продуктов. На данной стадии решение задачи по оптимизации деятельности происходит через корректировку операционных и стратегических целей.

В результате вы получаете не только качественную модель бизнес-системы, но и поддержку изменений, практический опыт, консалтинг, акселерацию, стратегию непрерывных улучшений – этажи: старт, разгон, система, масштаб.

 

Хочется в завершении отметить, что многое оставлено между строк. Ассоциация предпринимателей Республики Башкортостан не останавливается, наши проекты работают, ресурсы видоизменяются, меняемся мы сами. Наставничество для нас уже давно стало образом жизни. И, как и раньше, руководство АПРБ всегда готово к сотрудничеству, партнёрству и диалогу. Успехов вам в бизнесе и здоровья!

КОММЕНТАРИИ

ДОБАВИТЬ

Представьтесь*
Фотография
Ваш комментарий dfdf
Отправить