Всем известно, что история циклична: она закручивается, как спираль ДНК, и с каждым ее витком приходит что-то новое, но общие закономерности остаются прежними.
Интересно, что экономика обладает таким же свойством. Я давно понял, что, изучая особенности экономических циклов, можно научиться предсказывать, как будет вести себя рынок в тот или иной период времени.
В начале 90-х годов в России наблюдался дефицит товаров. Даже если у людей были деньги, они не могли свободно купить самые обычные вещи, ведь за всем надо было стоять в очереди, а некоторые продукты вообще нельзя было найти в магазинах, полки которых заметно опустели. Когда появлялся какой-либо продукт, сразу набегали покупатели, которые расхватывали его в мгновение ока. Многие, отстояв очередь, старались взять как можно больше. Процветала и стихийная торговля: на рынках можно было купить дефицитные товары по завышенным ценам. Таким образом, продавцы не должны были обладать какими-либо особыми знаниями или умениями, потому что если был товар, то покупатели находились сами собой.
После дефолта в 1998 году ситуация на рынке резко изменилась. Возникла здоровая конкуренция, товаров появилось множество, и на любой вкус. Но чтобы их продавать, необходимо было заинтересовывать потенциальных покупателей. Тогда впервые начали появляться различные рекламные агентства. Поначалу они работали по западным концепциям, но со временем поняли, что наш российский менталитет значительно отличается от европейского, и смогли адаптировать их под нашу действительность.
Тем не менее, консервативные рекламные технологии начали утрачивать свои позиции. И к моменту создания EF-Group на первое место вышла информация. Что делает человек в наше время, если он, скажем, хочет купить себе телефон? Идет в ближайший салон сотовой связи, смотрит модели, а потом ищет в Интернете место, где можно купить их подешевле. Или на основе отзывов сравнивает характеристики и идет покупать вообще иную модель. Другими словами, при выборе продукции для нас с вами стали важны экспертные мнения и оценки.
К 2006 году слово «эксперт» стало нарицательным. В широком смысле слова под ним мы понимаем специалиста, которого приглашают для выдачи заключения или суждения по решаемому вопросу. Его компетентность и опыт больше, чем у остальных, что позволяет исключить обычные для новичков ошибки.
В Бизнес-клубе, который был организован на основе EF-Group, собралось достаточное количество талантливых предпринимателей, которые опытным путем познали все тонкости маркетингового планирования, производства и управления бизнесом. Одним из таких экспертов стал Вадим Иванов, зам. директор «Башрезины».
Однако сейчас в обществе сложилась такая ситуация, когда понятие «эксперт» стало обесцениваться. Большинство из них имеют лишь теоретическое образование, которое не подкреплено реальным опытом работы. А ведь теория зачастую разительно отличается от практики.
Разумеется, наши эксперты отличаются от многочисленных ныне бизнес-тренеров: прежде всего они являются практиками, имеют реальный опыт, поэтому не готовы к пространным рассуждениям, зато могут рассказать о, например, реальных примерах выхода из кризисного состояния предприятия. Но как же показать, что они отличаются от множества других?
Мой друг Алиса Курамшина предложила назвать их «бывалыми», чтобы подчеркнуть их практический опыт. Однако мне показалось, что это слово не до конца отображает высокое качество их знаний. Так, со временем, у нас появилось другое название для экспертов – «компетеры».
И ныне Компетент-клуб успешно функционирует и помогает множеству предпринимателей сделать бизнес эффективнее. Ведь куда правильнее учиться на чужих ошибках, чем наступать на известные всем грабли.