Напишу вам историю о том, как я, будучи учредителем одной из компаний, объявлял своё решение молодому сотруднику, о назначении его на должность директора. Понимаю, что многое в этой истории будет раскритиковано, но, мне скрывать нечего. Так вот оно и было.
Я уже пригласил его в кабинет, но всё ещё продолжаю «разбирать» в голове свои суждения. Пока он рядовой менеджер. И, сейчас вот, я ему предложу стать руководителем компании. Да, это мечта любого менеджера, наверное, когда-то стать директором. Трудно с этим не согласиться. Как и, мечта любого солдата — стать генералом. Решение практически принято, и вот, взять и объявить человеку: «Ты теперь директор!». Нет уж, дорогой! Довольно банально для меня. Когда, встаёт вопрос о подборе кандидатур для руководящих должностей, для меня важнее сделать выбор «свой» или «чужой», нежели новичок он или профессионал. Он прошёл уже путь от рядового продавца, до того, кем я его хочу теперь видеть. Имеет такие ключевые навыки, как: трудолюбие, порядочность и интерес к работе. Это немаловажно. Знаком со всеми тонкостями внутри компании. Да, он «свой», и на него можно было делать ставку, и, что самое важное — ему можно было доверять. Ну и вот. Заходит он ко мне, и с порога спрашивает:
— Вызывали, Рустем Зифович?
— Да, — говорю. Присаживайся, Ильдар. Чайку, кофейку?
— Нет, ничего не надо, спасибо. Работы много.
— Ведь это здорово, Ильдар, когда работы много. Но, работа разная бывает. И не одной только работой живёт человек, — начал я, как бы издалека, и продолжаю свою мысль. Представь себе, дорогой, такую ситуацию:
Ты едешь домой после работы, и, тебе на телефон приходит смс от меня: «Будь в офисе в 19.00». Планы на вечер быть дома, возле молодой жены, которая ждёт тебя к ужину, уже считай перечёркнуты. Тут тебе звонит твоя мама и просит к ней заехать, чтобы передать гостинцев твоей семье, и хочет вдруг повидаться с тобой, сегодня вечером. Мало того, после этого, тебе ещё звонит твой дядя, который тоже, как и я, учредитель компании, где ты работаешь, и просит тебя приехать к нему и помочь, например, с строительством его коттеджа. Тебе нужно сделать правильную оценку всего происходящего, и сделать свой выбор. Твои размышления, скорее всего, будут такими: Рустем Зифович не позвонил, а всего лишь отправил смс. Значит, ему можно перезвонить, и, объяснив, всё как есть, извиниться и не поехать к нему в офис. После того, как исключишь меня, ты будешь выбирать дальше. Мама, дядя или дом— семья? Зная, что дядя для тебя многое сделал, и, вообще, он имеет влияние, и на меня тоже, а не только на тебя, скорее всего, ты поедешь к нему. Объяснишь жене и маме, что тебе срочно нужно было ехать к дяде, чтобы помочь ему со стройкой. Ну и, представь, если реально возникнет такая ситуация, как ты поступишь?
— Рустем Зифович, а к чему вы это всё? — отвечает он вопросом на вопрос, хмуро задумавшись, над такой долгой моей прелюдией.
— Ты пойми меня правильно, Ильдар. Я не требую от тебя никакого ответа. А лишь предлагаю задуматься над тем, какой выбор тебе сделать, случись вдруг такое. Многое в нашей жизни зависит от правильности принятия решений. Порой мы даже не задумываемся над тем, что постоянно нам предстоит что-то выбирать. Без выбора не бывает. Каждый наш шаг — это наш выбор! А когда мы уже умеем ходить, то делаем это на автомате.
— Я не хочу задумываться над тем, чего быть не может. Уфа ведь не Санта- Барбара! Сомневаюсь даже, что всё, сказанное вами, может со мной когда- то приключиться. В один день, и в один момент? Не бывает так, Рустем Зифович! — скромно улыбаясь, говорит мне Ильдар.
— А ты представь, что вот такое случилось! — не ухожу я от своего вопроса, и настаиваю.
— Не знаю даже. А как бы вы поступили?
— Хорошо, — говорю я. Я бы поехал к Рустему Зифовичу, и даже объясню подробно, почему? Представь, что ты очень разумно поступил, и поехал к дяде. Мама или жена тебе звонит, спрашивает: «Где ты?». А ты им: «Срочно дяде помочь надо!». Они принимают твой ответ, и даже не настаивают. Ты звонишь мне и говоришь: «Шеф, я не могу сейчас приехать, мне к дяде срочно надо. Давайте завтра утром всё обсудим!». Я, конечно же, промолчу. Ты приезжаешь к дяде, уже почти восемь вечера, и начинаешь быстрее ему чего-то там помогать. В голове твоей полный винегрет мыслей: «Что нужно было от меня Рустем Зифовичу? Мама и жена обиделись. Толку от меня тут сегодня вечером не много». Ты сделал свой выбор. Размазался по проблемам. И всего лишь! Поступи ты иначе, и прими другое решение, и я сказал тебе уже — какое? Ты должен был поехать ко мне, ведь просто так, смс я не стал бы тебе отправлять, и, назначать на 19.00 встречу в офисе. Это значит, что что-то случилось, либо всё настолько важно. Помочь дяде, ты всё равно не сможешь за один вечер, и, если ты так сильно его любишь, и уважаешь его — скажи ему, что приедешь завтра, на целый день, чтобы ему помочь, или отправишь ему в помощь бригаду строителей. А сегодня, скажешь, что рабочий день пока не закончился и тебя в офисе жду я. И, думаю, что он бы тебя правильно понял. Тем более, что и помощи от тебя вечером, действительно не много. Да и я, могу сказать ему, что ты не являешься, когда тебя об этом просят. И, скажу, что это очень важно было тогда. Подумай вот сам. Возьму и скажу, что ты не справляешься. Какая перспектива тогда у тебя? К маме смог бы заехать, как только освободился после нашей встречи, прямо из офиса. А жене привёз букет цветов, пояснив, что пришлось задержаться по рабочим вопросам. В результате, все твои шаги были бы абсолютно логичны. Работа для руководителя это его жизнь. Работе он обязан своему положению и состоянию. Твоя жизнь, и семья, хочешь ты того или нет, напрямую зависят от работы. Роль работника, мужа, сына, племянника — какая тебе ближе? Если ты руководитель! — заканчиваю я, уже очень серьёзно, и вполне убедительно.
— Я менеджер, Рустем Зифович, а не руководитель! Не понимаю я вас. Куда вы клоните?
— А туда, куда нужно, — говорю я уже с улыбкой, и вставая с кресла. Недавно, я был в Москве и встретился там со своим старым знакомым, хозяином завода РТИ в Черкесске. Он был со своим маленьким сыном. И, мне вот запомнилось, как сынишка, вероятно, нашкодил где-то там, спрашивает его: «Пап, я, наверное, не правильно поступил?». А он ему тогда отвечает: «Ты поступил так, как считал нужным на тот момент, и, это правильно! Все твои решения всегда правильные!». Я тогда подумал, что именно так и воспитывают настоящих джигитов. Но, мы не на Кавказе, дорогой! Я вызвал тебя сказать, что ты теперь директор, Ильдар! И возражений не принимается. Я всё уже решил за тебя. Поздравляю!
Тут Ильдар, заметно побагровев в щеках, расплылся в детской улыбке. Повертел головой, как бы давая понять, что не ожидал такого поворота. Встал со стула и подошёл ко мне благодарить.
— Спасибо, Рустем Зифович! От души! Теперь я всё понял. Не подведу и… Очень рад и, благодарен, за доверие, и за честь! — не мог сдержать он своих эмоций от радости.
Дальше наш разговор был о его новой работе, и он не будет интересен читателю. Мы проговорили с ним минут двадцать. Он вышел, а мне было очень приятно на душе. Я ещё долго сидел и улыбался. Ведь, я смог «посеять зерно разума» в душу этого человека. Теперь, всё у него получится, и он станет прекрасным директором, без сомнений!