Последние три дня я провёл в ТКЦ «Ультра», хотя можно сказать — прожил! Три дня, с пятницы по воскресенье, там проходили дни ремесленников «Мы — отличные!»
И, являясь одним из организаторов этого праздника, я не мог поступить иначе, и не быть участником этого события, что называется «inside».
После того, как мы приняли решение провести этот праздник, прошло совсем немного времени. Мероприятие нужное, очень знаковое, особенно в свете поддержки малого предпринимательства реальными действиями, а не словами.
Я сам лично отправил более сотни приглашений на это мероприятие всем, чьи электронные адреса только мог найти. Это были новостные порталы республики, различные медийные организации и сообщества, чиновники и многие другие мои знакомые и незнакомые, кто так или иначе мог бы быть заинтересован в освещение этого события, либо принять в нём своё участие.
Порядка 15% всех моих обращений было воспринято почтовыми службами или ответственными лицами как спам, и, вернулись обратно с пометкой «не прочитано». В моём обращении было приглашение на пресс-конференцию, где я указал место проведения, время и, собственно, всю необходимую информацию, которая была у меня на тот момент.
Написал и то, обращаясь к журналистской аудитории, что за самый лучший обзор мероприятия их ждёт достойный приз от Фонда «Наследие Изобразительного Искусства». В данном контексте о «достойном призе» речь шла о картине рыночной стоимостью в несколько десятков тысяч рублей, что, на мой взгляд, является показателем большой значимости этого мероприятия, и особой благодарностью прессе за поистине достойный материал, который будет размещён в медиапространстве.
Началось всё с пресс-конференции. Из десятка откликнувшихся на мой призыв журналистов пришли только 5 человек. За что им отдельное спасибо!
Далее день уже пошёл заданным чередом, и недостатка в посетителях мы не замечали. Атмосфера самого ТКЦ «Ультра» и его показатели посещаемости не могли не радовать. Праздник, едва начавшись, уже приносил множество положительных эмоций. Это и выступления различных музыкальных коллективов, таких как этно-группа «Йатаган», и немалое количество мастеров-ремесленников, да и просто зевак из числа тех, кто оказался в нужном месте в нужное время. Праздник начался, и с того момента стало особенно радостно на душе. Листовки, программы, в хорошем смысле слова — творческая суета…
Немного поясню, что же стоило для мастера-ремесленника участие в таком мероприятии. Цена «входного билета» на день был равен 500 рублей, что, согласитесь, не много. Общаясь с ремесленниками на празднике, мы запланировали также и проведение мастер-классов, чтобы таким образом добавить в это событие свою нотку популяризации творчества.
К началу праздника «Мы — отличные» приурочили открытие музейного пространства исламской культуры, где были выставлены множество экспонатов, включая редкие и ценные издания «Корана».
Первый день для меня был больше аналитическим, и, выступая первый раз в качестве организатора такого рода мероприятия, я «приглядывался».
Всех пришедших к нам я условно поделил на несколько категорий:
- сувенирщики (те, кто покупает готовую продукцию, изготовленную массовым тиражом, и с ней что-то делают, а продукция их, скорее всего, эстетического плана);
- сувенирщики «нand made» (по сути, делают всё тоже самое, но уже только своими руками, начиная от заготовки и кончая финишным продуктом). Стоит заметить, что одна и та же, или внешне очень похожая продукция, может стоить у первых, например, 200 рублей, а у мастеров «hand made» 1000 рублей. Для того, чтобы купить, по большому счёту сувенир, мне как рядовому обывателю, особой разницы то и нет. Вопрос только цены.
- Мастера-ремесленники «hand made», чья продукция несёт в себе уже не только эстетическое значение, но имеет своё практическое применение (посуда, светильники, предметы одежды и т.п.);
- мастера, относящиеся к предыдущим категориям с приставкой «hand made», но чья продукция имеет ещё и художественную ценность, и может быть выставлена в художественных галереях, и даже в музеях.
В тот день, активно общаясь с аудиторией, нашими общими усилиями была придумана и пошла в народ наша «акустическая фишка». Когда у кого-то из числа мастеров-ремесленников покупали их продукцию, он начинал хлопать и все коллеги его поддерживали. Аплодисменты раздавались с каждой продажей. Это было и некое действо, и, нечто мотивирующее для покупки. Выявил, опять же, для себя, и тот факт, что не все используют такого рода деятельность и саму площадку для своего продвижения. В основном своём большинстве мои коллеги-ремесленники видели только способ продать свою продукцию здесь и сейчас. У некоторых из них не было своего раздаточного материала, визиток, и как я, опять же, заметил, далеко не все владеют навыками продаж, и умеют продавать.
Во второй день были понятны уже все недочёты дня предыдущего и сформулированы задачи на день текущий. Я призвал всех моих коллег к командной работе, и обратить внимание, как можно «продавать» себя и предлагать клиентам свой товар. По сути это был краткий ликбез на тему: как использовать все имеющиеся у них инструменты (социальные сети, буклеты и общение с самими покупателями), чтобы получить наибольший эффект.
Моей задачей также было создать празднично-деловую атмосферу, которая подчеркнула бы дважды все наши старания и задала тон нашей коллективной работы. Я выбрал для себя роль промоутера. Ходил по торгово-культурному центру и раздавал буклеты, зазывая публику в наше творческое пространство. Особенно оказались полезны контакты с посетителями центра, которые пришли с детьми. Они всячески показывали свой интерес и охотно откликались на приглашение пройти на 2 этаж, чтобы познакомиться с мастерами-ремесленниками, и, возможно, купить себе что-то.
Для сладкоежек был припасён сюрприз от одной из участниц проекта, и предлагалось сделать пост с фото в соцсетях, с букетом из клубники и шоколада, а после получить скидку на покупку сладостей. Этот маркетинговый ход, как оказалось, был очень правильным и выверенным. Уже к середине второго дня она распродали все свои сладости и фрукты, сделала себе рекламу и подарила множество положительной энергии посетителям. Вопрос, делала ли она это осознанно или это было исключительно на интуитивном уровне — для меня так и остался загадкой.
Я делал прямую трансляцию на Фейсбуке, показывал людей, беседовал с ними, что-то в прямом эфире им объяснял, но в силу тех или иных причин посмотрели её не более 200 человек. Возможно, это нужно было делать на более высоком профессиональном уровне, и мне не удалось в полной мере донести до зрителя какие-то на тот момент ключевые вещи.
В заключительный день нашего мероприятия «Мы — отличные!» были проведены мастер-классы, где с большой вовлечённостью в творческий процесс я и сам поучаствовал, попробовав себя в гончарном ремесле.
На сцене торгово-культурного центра работала музыкальная студия Дмитрия Китаева. Я был зрителем и ведущим, объявляя то новые конкурсы, то созерцая, как люди получают удовольствие от нашего праздника. Кто-то, услышав замечательные голоса и музыку непрофессиональных (заметьте!) исполнителей, буквально столбенел от происходящего. А некоторые, бегущие за покупками в какой-то бутик, замедлялись в своём движении, останавливались и улыбались, и чувствовалась их вовлечённость в это действие…
Разумеется, что в последний день был большой трафик людей на наше мероприятие. Сработали все ключевые принципы бизнеса. Продукт, интерес, желание, продажа — и всё это в формате делового шоу.
У нас был такой «бокс», куда покупатели опускали стикеры с записанными на них номерами своих телефонов. И вот мы провели розыгрыш призов, которые любезно были предоставлены мастерами-ремесленниками и организаторами мероприятия. И, когда были ясны победители — мы им звонили, в ответ же слышали их неловкое и неуверенное:
— Я действительно что-то выиграл?
— Да, — отвечали им. От вас ничего не требуется, чтобы этот приз забрать. Ждём!
Провели конкурс среди товаров мастеров-ремесленников, куда были взяты изделия народного творчества с национальной символикой. Приз был любезно предоставлен администрацией ТКЦ «Ультра», а в качестве дополнительного бонуса, данная продукция будет теперь выставлена в магазине «Уфимский коллекционер».
Теперь мы будем делать каталог товаров и реестр мастеров-ремесленников по сформированной на этом празднике базе данных. И дальше продолжать работать, над аналогичными проектами, досконально прорабатывая всё до мельчайших деталей.
В связи с чем, ищем профессиональных ведущих, СМИ (для освещения мероприятий), новых партнёров и просто творческих людей!
Желающих получить знания по основам предпринимательства приглашаем в наш «Дом Бизнеса».
Благодарим всех, кто откликнулся на наше предложение и приехал к нам!