От занятий уроками меня оторвал отец:
— Сынок, ты не слишком занят? – сказал он. – Дядя Альберт передал тебе маленький презент (дядя Альберт был соседом и жил в нашем доме), так сказать сюрприз, причём связанный с хоккеем.
Я обрадовался и подумал, что это настоящая клюшка, о которой я мечтаю (поясню читателю: действие происходит в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия). Но, когда отец мне протянул, что-то похожее на блокнот – я даже не совсем понял, что это. Это были абонементы на весь сезон игр хоккейного клуба «Салават Юлаев». Моим эмоциям не было предела.
— Как, я буду ходить на все матчи «Салавата Юлаева»? А он в этом году играет в Высшей лиге, – воскликнул я.
Для меня это была просто фантастика. Правда, потом я столкнулся с какими-то трудностями, потому что мы учились во вторую смену, и были дни, когда у меня было по шесть уроков, и я не успевал на начало игр. Мне приходилось опрашиваться в школе, и, чего уж там говорить – иногда просто сбегать с уроков. Сидел я в первом ряду в компании крепких мужиков, а, если вдруг опаздывал, втиснуться на своё место было практически невозможно. Но, в любом случае, для меня это был просто восторг!
Я увидел вживую всех хоккейных легенд того времени: Харламова, Петрова, Фетисова, Майорова, Третьяка, Балдериса и многих других. Так началась моя преданная дружба между мной и хоккейным клубом «Салават Юлаев». С годами эта дружба росла и перешла в любовь. Чуть позже мечта моя осуществилась, и я получил в подарок клюшку, о которой так мечтал. Это была легендарная «KOHO» из рук Рафаила Ишматова. На ней была написана цифра 8. Три года во дворе я гарцевал с этой " палкой", играя в дворовый хоккей с друзьями.
На самом деле в нашем детстве было чуть по-другому, не как сейчас, когда заветные цифры «–26 и –30» говорили по радио, то можно было не идти в школу, а гонять в валенках и шубинках с красными носами шайбу во дворе.
Шли годы, а моя любовь к клубу не проходила. Потом был второй виток, когда я повзрослел. Помню, я привёл свою будущую супругу, на первый домашний матч сезона – это была игра со «Спартаком». Тогда ещё не было овертаймов, и игра закончилась со счётом «5:5». Потом несколько сезонов мы с ней вместе ходили на хоккей, и это было нашим местом свиданий.
Были игры, которые мне особенно запомнились, первая – игра с ЦСКА, когда мы вели в счёте «3:0». В итоге мы эту встречу проиграли, но такое преимущество в первых двух периодах было для меня фантастическим, тем более с тем ЦСКА. Я уже не помню какой был год, и кто забивал, но эти яркие моменты, наверное, останутся со мной навсегда.
Другая игра – с «Магниткой» за бронзовые медали, когда мы проиграли матч в Уфе, и все были очень расстроены. Сейчас принято считать, что «зелёное дерби» самое важное. А тогда было по-другому. Сезон считался удачным, если мы возьмём место выше «Магнитки». И когда была решающая игра в Магнитогорске, не особо и верилось, что сможем их победить, ведь выиграть две игры на выезде казалось невозможным. Но в итоге наша команда это сделала. Победный гол забил Юнусов, став героем клуба и его историей.
Сейчас хоккей уже другой и отношение к болельщикам другое. Тогда хоккей был внутри нас, он был в сердцах, и в любом дворе. Мы гордились нашей командой. Выходили вместе с ними в Высшую лигу и вылетали. Потом опять возвращались, и это было здорово!
А наша известная тройка: Денисов, Тимофеев, Муфтиев?! За изящную игру Муфтиева называли «мудрым»…
Потом случились и игры «Салавата» на выезде – из самых памятных одна была в Казани, когда мы с друзьями поехали на фабрику «Мелита» с желанием обрадовать своих жён. Вместе с представителями этой фабрики были на игре. Тогда, в 90-е годы, Казань была совсем другая. Это сейчас она нарядная и гостеприимная, а тогда было всё иначе. Когда наша команда забивала шайбу, и ты один вскакивал с криком «Гол» на трибунах, то можно было огрести по полной. Помню, после второго периода мы подошли к нашему вратарю (Тихомиров, в то время) и поговорив, узнали, что у него высокая температура, что он даже в раздевалку не смог пойти. И ведь выстоял, и мы победили. То ощущение победы придало столько сил и уверенности, что мы уже и не скрывали, что из Уфы, хотя могли и нарваться на неприятности.
Ещё один матч, который стоит «особняком» – это игра в Екатеринбурге. На нём я был с представителями местного завода «РТИ». Мы вместе наблюдали, как «Салават» легко выиграл ту игру. Но между нами и «Автомобилистом» тогда была целая пропасть. Я был поражён тому факту, и после игры я сказал своим коллегам-свердловчанам: «Знаете, быть может у вас не самый крутой Дворец спорта, не самая сильная команда, но атмосфера на трибунах, болельщики – это достойно истинного восхищения. Хоккейный Бог когда-нибудь вас отблагодарит за это!».
Ведь радоваться и благодарить команду за то, что она просто есть и есть, на мой взгляд, высшая степень любви к клубу, к игре, к городу.
Да. И чего только не случалось. Когда-то я впервые пошёл на хоккей, придумывал как попасть на матчи, сбегал с уроков, потом толкался с мужиками, чтобы занять своё место, знакомился с игроками. Великие игроки были рядом, например, моим учителем был Геннадий Заикин. А с Сашкой Никифоровым, Колей Заварухиным мы вместе во дворе играли в хоккей. И игроки, и команда от этого становились нам ближе. Они были своими парнями с Зорге вне зависимости от статуса и контракта.
Не забуду времена, когда на трибунах стоял страшный мат, когда можно было выйти после матча в порезанной куртке или с жевательной резинкой на шубе, – мы всё равно любили наш хоккей и свою команду!
И вот он крайний матч. Встреча с «Автомобилистом» (Хоккейный Бог сполна в последнее время вознаграждает местных болельщиков). Мы сидели в компании друзей и смотрели игру по телевизору. Верили, что наша команда отыграется, видели, как пропускали потом в большинстве (если честно, как шайба пересекла линию – мы, так и не увидели), видели, как досадно проиграли, и, не смотря на это понимали, что всё равно её по-прежнему любим. И на мой взгляд – это самое главное. Возможно, что мы хотим от них большего, но, на самом деле, мы искренне рады тому, что у нас просто есть такая команда. Скорее всего, им приходится тяжело, а причиной поражения может быть и неправильная тренерская работа. Но, с другой стороны, это ведь наш Тренер, свой, местный. Если есть в том его вина – то он обязательно всему научится и станет таким же великим, как тот же Ишматов или Михалёв, согласитесь, где если не дома?!
Даже не знаю, попадём ли мы в этом году в «плей-офф» или нет. Но наша любовь – это больше, чем призовое место или строка в турнирной таблице. Это очень стабильное состояние. Может даже сейчас последний год, когда наша команда играет в таком составе. Скоро уедет Умарк (спасибо ему за то, что он выбрал Уфу и сделал нас счастливее), уйдёт из клуба целое поколение, но команда-то всё равно останется.
Очень хочется верить, что хоккейный клуб «Салават Юлаев» будет всегда. Чтобы мальчишки, которые приходят сейчас на «Уфа-Арену», тоже гордились нашей командой и любили её всегда и вне зависимости от того, выиграла она сегодня или проиграла. И я верю в то, что Хоккейный Бог когда-то отблагодарит и их. Хоть с «плей-оффом» в перспективе, хоть без. И пусть всегда в хоккее побеждает сильнейший! И порой Хоккей больше, чем просто Игра. Это история жизни, как минимум одного уфимского болельщика.